За последние пять лет российский рынок авиализинга успел достичь рекордных объемов и испытать падение, но все же смог стабилизироваться. Главным локомотивом его развития в последние годы стали меры государственной финансовой поддержки, а львиную долю рынка заняли государственные лизинговые компании.

Одним из основных индикаторов состояния лизингового рынка является объем нового бизнеса — это общая стоимость переданных клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода, без НДС. Так, согласно исследованиям рейтингового агентства "Эксперт РА" в 2013 г. российский авиализинг показал рекордный на тот момент объем сделок (темп прироста к 2012 г. составил 73,8%), благодаря чему лизинговому рынку удалось избежать существенного падения (см. диаграмму). Росту объемов способствовали стимулирующие госпрограммы по обновлению парка ВС и потребность в размещении имеющихся финансовых ресурсов у лизинговых компаний с госучастием.

Читайте также:  Новая электронная спецификация для передачи документации по воздушным судам готова к применению

Санкции и "Трансаэро"


Однако уже в 2014 г. авиаотрасль столкнулась с проблемами. Падение курса рубля негативно отразилось, во-первых, на объемах международных авиаперевозок, приносящих авиакомпаниям значительную часть прибыли, а во-вторых, на росте сумм лизинговых платежей, так как подавляющая часть лизинговых договоров была заключена в иностранной валюте.

"С наибольшими проблемами столкнулись авиаперевозчики, приобретавшие самолеты в финансовый лизинг, поскольку для его погашения авиакомпании использовали краткосрочные банковские займы, выдачу которых кредитные организации стали сворачивать вследствие сползания экономики в рецессию", — рассказал АТО директор агентства "Эксперт РА" по банковским рейтингам Руслан Коршунов. Совокупность данных факторов привела к сокращению нового бизнеса на 24,8%.