Экономика авиакомпаний характеризуется значительной капиталоемкостью и высокими постоянными издержками. В конце прошлого века совершенствование инструментов лизинга дало мощный стимул к развитию бизнеса авиакомпаний, позволив им быстро увеличить парк воздушных судов для поддержания высоких темпов роста мирового пассажиропотока и выполнения производственных программ. Однако в условиях замедления роста рынка авиаперевозок и уязвимости современной финансовой системы лизинг становится все опаснее, превращаясь в один из существенных факторов риска для компаний. В то же время значительная часть перевозчиков продолжает наращивать парк с помощью лизинга, что напрямую затрагивает интересы их акционеров. Удивительно, но первыми это заметили не они, а производители воздушных судов

Kоличество самолетов в мире растет уверенными темпами: за 10 лет, с 2000 г., мировой авиапарк увеличился на 42%. А согласно прогнозам Boeing, к 2030 г. парк удвоится, достигнув примерно 40 тыс. воздушных судов. На ближайшие 20 лет авиастроители ожидают заказов на 34 тыс. самолетов общей стоимостью 4 трлн долл.

Читайте также:  Каждая восьмая ВПП в России нуждается в срочной реконструкции

Если говорить не о перспективе на десятилетия, а о дне сегодняшнем, то и здесь ситуация выглядит вполне благополучно. В 2011 г. компания Boeing поставила своим клиентам на 8% гражданских самолетов больше, чем в докризисном 2007 г., — 477 самолетов за 36 млрд долл. Компания Airbus за 12 месяцев прошлого года поставила 534 самолета и еще получила заказ на 1419 ВС стоимостью 140 млрд долл.

Эта достаточно оптимистичная ситуация заставляет задуматься над тем, откуда авиакомпании в непростое с финансовой точки зрения время берут средства на столь быстрое и масштабное расширение парка?