В конце июля премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил план развития авиационной промышленности на 2013–2015 гг. Этот план — часть принятой в декабре большой программы развития отрасли до 2025 г. О роли государства в развитии авиапрома, о смене индустриальной модели и о перспективах отрасли рассказывает директор департамента авиационной промышленности Минпромторга Андрей БОГИНСКИЙ.

АТО: Андрей Иванович, едва ли авиационная промышленность может обойтись без государственной поддержки, но не ведет ли нынешнее финансирование авиапрома к простому росту аппетитов предприятий?
А. Б.:
Главное — бюджетное финансирование не стимулирует предпринимательскую мысль, не заставляет искать. Если немного оглянуться назад, мы вспомним, что благодаря господдержке наша авиационная промышленность пережила сложности мирового кризиса 2008 г. с меньшими потерями, чем многие другие отрасли. Это хорошо, но, с другой стороны, эти другие отрасли тогда вынесли больше полезных уроков.
Благодаря господдержке предприятия проводят техническое перевооружение, получают заказы как на гражданскую, так и на военную продукцию. Однако, заглядывая в будущее, мы понимаем, что авиапром должен уметь работать по глобальным рыночным правилам. У предприятий должны быть программы внутренних мер по адаптации к новым условиям. В первую очередь это касается гражданского авиастроения.
Я далек от мысли, что рынок сам все отрегулирует — авиапромом обязательно надо заниматься. Одно из решений — стимулирование государственно-частного партнерства, ведь государство не может бесконечно наращивать финансирование в рамках ФЦП, отрасль должна научиться зарабатывать самостоятельно. Пока не все руководители предприятий это понимают, — казалось бы, ресурсов достаточно, зачем что-то менять? Но так рассуждать уже не получится. Мы должны прописать новую индустриальную модель, выстроить стратегию ее реализации и двигаться по такому плану. Это сложная работа, и, конечно, есть внутреннее сопротивление отрасли. Но это нормально.

Читайте также:  Первый бизнес-джет зарегистрировали в новом ирландском регистре